«У них был свой космос. Они жили друг ради друга...»

Имя Ирины Скобцевой-Бондарчук неотделимо от имени Сергея Бондарчука. Коллеги, супруги, опора и надежда друг друга. А после того, как не стало Сергея Федоровича, именно Ирина Константиновна стала стержнем, опорой для всей своей большой семьи. К юбилею любимой актрисы во вторник, 22 августа, в 10.35 канал «ТВ Центр» покажет документальный фильм «Скобцева - Бондарчук. Одна судьба».

Ирина Скобцева-Бондарчук - прекрасная актриса, народная артистка России, муза Сергея Бондарчука, красавица, отличный педагог, мама, бабушка… «Нет, ну какая «бабушка»? Я ее так никогда не называю… Я зову ее Ириша. У актрисы нет возраста!» - убежден внук актрисы Константин Крюков . И, конечно, он прав: Ирина Константиновна и сейчас выглядит так же прекрасно, молодо и загадочно, как и много лет назад, когда ее впервые увидел будущий супруг Сергей Бондарчук.

До совместных съемок в фильме «Отелло» они встречались трижды. Один раз это было в Москве на выставке известного в то время художника: перед портретом юной красавицы остановился, будто завороженный, мужчина. И вдруг эта самая прекрасная незнакомка вошла в зал… Сергей Бондарчук - а это он был тем самым мужчиной - к тому периоду уже слыл большим мастером, известным актером. А Ирина Скобцева - юная красавица с холста - выпускница искусствоведческого факультета МГУ, только-только закончившая школу-студию МХАТ. Они влюбились друг в друга с первого взгляда. Но роману их суждено было начаться лишь два года спустя…

В 1955 году в школе-студии МХАТ, на выпускном спектакле, Ирину заметили ассистенты из группы фильма «Отелло». Режиссер Сергей Юткевич, увидев актрису, настоял на пробах на главную роль. Через месяц, узнав об утверждении, Ирина точно на крыльях летела по мосфильмовскому коридору, и снова увидела Бондарчука. Оказалось, они оба будут играть в этом фильме. И на съемках сцены венчания Дездемоны и Отелло молодые люди поняли, что больше не хотят расставаться. Но все было непросто: Бондарчук в то время был женат, у него подрастала дочь Наташа. Поэтому влюбленных не раз вызывали в ЦК КПСС по моральному вопросу, делали внушения даже на правительственном уровне. И только 2 января 1959 года они смогли, наконец, пожениться.

Этот союз был не только семейным, но и творческим. Сергей помогал Ирине в работе над ее ролями. А хороших ролей, надо сказать, у нее было достаточно. Только с 1955 по 1962 годы вышли такие фильмы, как «Иван Франко», «Обыкновенный человек», «Поединок», «Неповторимая весна», «Аннушка», «Сережа» - и во всех она играла главные роли. Как Ирине Константиновне удавалось воплощать такие разные, непохожие друг на друга образы? Актриса сама расскажет об этом в фильме.

С легкой руки и с помощью супруги Бондарчук снял свой непростой режиссерский дебют - фильм «Судьба человека». «У них был свой космос. Они жили друг ради друга, и вряд ли отец бы смог сделать в кинематографе то, что он сделал, без мамы», - говорит сын актрисы, Фёдор Бондарчук . «Было столько, столько преград! - рассказывает в фильме Ирина Константиновна. - Когда его откровенно оскорбляли: «У тебя твоя профессия, куда ты лезешь? Да еще когда он заявил, что он хочет играть главную роль!.. Потом уже принялись за Шолохова: да что это за рассказ, да как из него можно сделать картину? Сергей Фёдорович уехал в пять экспедиций, за семьдесят четыре дня - ни одного кадрика в корзину. Он приехал с готовой картиной». «Судьба человека» покорила зрителей всего мира. И для Бондарчука это была победа. Но, пожалуй, ее не было бы без жены. А она всегда была с ним рядом - и в кино, и в жизни. В 1962 году Сергей приступил к одной из важнейших работ в своей кинокарьере - экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», а Ирина - к главной роли в своей жизни. И эта роль не Элен Безухова, хотя она сыграла ее просто блестяще, а роль жены, матери и помощницы в подготовке и производстве киноэпопеи, о чем раньше Ирина Константиновна никогда публично не рассказывала, будучи необыкновенно скромным человеком.

Алену и Федю - дочь и сына актеров - называли в семье в шутку «дети «Войны и мира», поскольку Алена родилась в 1962 году на «нулевой серии», а Федор – в 1967-м, на последней серии фильма. Как росли дети знаменитой пары, и почему Федя часто обижался на родителей? Чему учили других своих «детей» - студентов - Сергей Фёдорович и Ирина Константиновна? Почему Бондарчук попал в немилость? Что дает актрисе силы после смерти самых близких людей - мужа и дочери Алены? Обо всем этом и многом другом расскажут авторы документального фильма.

Материал и фото предоставлены каналом «ТВ Центр» специально для «Эхо недели».

Опубликовано eho в Чт, 2017-08-17 10:00
  • Добавить комментарий
  • Навигация
  •  
    По теме