Легендарный Московский драматический театр им. А.П.Чехова привез в наш город «Старосветских помещиков». Спектакль состоялся 6 марта во Дворце культуры.
Свое прочтение одного из самых поэтичных произведений Н.Гоголя режиссер Миндаугас Карбаускис предложил зрителю еще в 2001 году. Спектакль до сих пор живой, вызывающий споры, и вот он был предложен на суд железногорского зрителя благодаря фестивалю искусств «АРТ-ОКНО» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». В ролях супружеской пары Товстогубов – заслуженные артисты РФ Янина Колесниченко и Александр Семчев.
На сцене – минимум декорации и света, наверное, потому, что постановка была рассчитана для Новой, камерной сцены МХТ. Эту атмосферу близости со зрителем удалось сохранить и в зале Дворца. Первые минуты Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна вообще не произносят ни слова, но то, как они сидят, нежно прижавшись друг к другу, блаженно слушают птиц, наслаждаются «кофием» - говорит больше всех слов. Пульхерия Ивановна бесконечно потчует мужа, и ему это так нравится, что он то и дело заводит: «А не закусить ли нам чего-нибудь?». И никогда не отказывает ему жена. А Афанасий Иванович любит подшутить над супругой, а потом любоваться на ее испуг. Любовь ли это? Ответ становится ясен, когда Пульхерия Ивановна собирается умирать. У безропотной старушки появляется металл в голосе, когда она наставляет ключницу Явдоху заботиться о муже после ее смерти: «Когда же не будешь за ним присматривать, то не будет тебе счастия на свете». После кончины хозяйки Явдоха пытается кормить и даже так же, как и она, обнимать вдовца, но ничего у нее не выходит. Все дворовые девки и комнатный мальчик волей режиссера любви не знают, носятся, визжат, заигрывают друг с другом, пошло, некрасиво… Потом они вообще задвигают стул с живым еще хозяином подальше, а он смотрит на них, не понимая, что он здесь делает. Пока не приходит наконец его милая жена за ним и уводит его к себе. «Это вы продавили стул, Афанасий Иванович?» - «Ничего, не сердитесь, Пульхерия Ивановна: это я».
Гоголь признавался, что писал старосветских помещиков с Филемона и Бавкиды. Эти персонажи античного мифа заслужили своим хлебосольством милость у Зевса. И когда он спросил их, что они хотят в награду, пожелали в конце жизни «умереть в один день». Громовержец исполнил их желание: после долгой жизни они превратились в деревья, растущие из одного корня. Спектакль и сделан в стилистике древнегреческой живописи: на темном фоне золотисто-бежевые фигуры рассказывают вечную историю любви.
- Наши герои могут существовать только благодаря друг другу, - сказала Янина Колесниченко перед спектаклем. – Один из них уходит – и все начинает ломаться, рушиться. И они убегают вместе из этого мира.
- Сюжет Гоголя о любви святых Филемона и Бавкиды. Подчеркиваю – любви, и здесь нет никакой мистики, - добавляет Александр Семчев. - Все, про что мы играем в кино или на театре – это про любовь, про людские отношения.
На вопрос о том, чем необычна постановка Миндаугаса Карбаускиса, актер ответил:
- Любовь можно по-разному играть. Необычность спектакля в том, что режиссер ставил его так называемым этюдным способом. Взаимоотношения между персонажами выстроены таким образом, что очень мало текста, все происходит на физическом уровне. Зритель должен не просто отсидеть этот час и пятнадцать минут, а включать голову. Все идет от головы, и эмоции в том числе.
Актеры МХТ отметили, что с удовольствием ездят в малые города. В рамках фестиваля «АРТ-ОКНО» они уже побывали в Губкине и Старом Осколе.
- Эти два спектакля показали, что нас ждут, - отметила Янина Колесниченко. – И мы отдаем себя еще больше, полностью, чтобы оправдать ваши ожидания.
Екатерина Гладушина