Хочу видеть Шолохова

Вот и посмотрели мы первые серии «по мотивам романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», снятый режиссером Урсуляком.

И что же? Кинокритики, литераторы, вероятно, скажут свое слово об этой киноверсии величайшего романа 20 века и досмотрят эту «многосерийность» до конца. Это их хлеб насущный, это какой-никакой, а заработок. Поэтому наберутся терпения. Похвалят, если будет за что. Или разнесут в клочья, но дотерпят киноленту до последнего кадра.
Но что делать мне, рядовому зрителю? Как смотреть то, что названо «Тихим Доном», хоть и «по мотивам» (предусмотрительно как!)?

А я хочу видеть Шолохова, слышать его гениальный текст, чудное слово авторское. Но как я ни стараюсь вслушаться, вглядеться, а Шолохова в новоиспеченной ленте нет. Даже «мотивов» не слышно и не видно. Если уж решился Урсуляк делать что-то « по мотивам», то мне, обыкновенному зрителю, каких миллионы, все же кажется, что режиссер обязан был учесть некую совокупность идей и чувств автора романа, ввести те компоненты шолоховского стиля, что передают своеобычность авторской манеры изображения явлений, событий, картин, характеров. Но ничего в ленте этого нет. Вижу только, что Урсуляк незаконно позаимствовал сюжет романа, которым он вольно распоряжается: «по мотивам», ведь! Впрочем, в картине не сюжет романа, а некая фабула, которую излагает Урсуляк набором странных иллюстраций к шолоховскому роману с истошно что-то говорящими или молчащими, передвигающимися фигурами, с приблатненными, на современный манер, жестами, интонациями и прочим набором пошлых ужимок, часто употребляющихся в нынешних сериалах.

Мне до боли жаль актеров, которым не под силу еще одолеть то, что заложено в героях романа - и добрых, и злых. Я увидел ученичков, которым Урсуляк в погоне за необычностью истолкования образов не дал развиться, проникнуть в суть глубоких, трагедийных характеров, наделенных от природы таким народным размахом, что дух захватывает. Кто в первых сериях Гришка? Шалопай. С натянутой по-шалопайски на голову картузом казака. Не вызывающий доверия у зрителя гопник с ростовских или одесских окраин, с дебильным, звероватым, вечно недовольным обличьем. А Аксинья? Бедная начинающая актриса! В ее представлении Аксинья - осовремененная, неудачливая маргиналка. Их в нынешних сериалах пруд пруди. Даже «советская» Манька-облигация выглядела глубже, достовернее и убедительнее.

Великой русской актрисе, Л.Зайцевой, Урсуляк в первых трех сериях и вовсе не дал развернуться. Словно пригласил только для массовых сцен. А ведь она играет одну из самых значимых в романе героинь. Она - мать Гришки, Григория, Григория Пантелеевича. Произнесла за три серии одну или две фразы. А актриса, играющая Дарью? Где она? Ловил в кадре хоть одно ее слово, манеру казачки, взгляд, лукавую ухмылку или танец на гришкиной свадьбе. И не нашел. Затерялась в толпе.
В первых сериях нет даже истинной этнографии. Есть эпизоды с дешевой стилизацией казачьей жизни.

А ведь чувство людей, жизнь людей, их нравы и обычаи пронизывались вечным движением природы, сливались в романе М. Шолохова в неразрывную одухотворенную и поэтическую картину мира. Я хотел увидеть, как скрытые, внутренние движения героев постигаются автором ленты через окружающий предметный мир, через взаимодействие. Но нет. В ленте природа, предметы быта, платья и казацкие шаровары, шашки и прочее сами по себе. Все как бы между прочим. Без взаимопроникновения.

Хотелось бы текста. За кадром. Он, может быть, спас бы то, что теперь уже не спасешь.
Помните в романе, как в образном сопоставлении с окружающим предметным миром выражалось писателем душевное состояние Аксиньи, брошенной, отвергнутой по молодой беспечности Григорием? Вот если бы прозвучал этот текст за кадром:
«Пусто и одичало, как на забытом, затравевшем лебедою и бурьяном гумне, стало на душе у Аксиньи после того, как пришла с мелеховского огорода из подсолнухов. Шла и жевала концы платка, а горло распирал крик. Вошла в сенцы, упала на пол, задохнулась в слезах, в муке, в черной пустоте, хлынувшей в голову… А потом прошло. Где-то на донышке сердца сосало и томилось остренькое. Встает же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца поднимается втолоченный в землю стебель; сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и тот же качает ветер…» Вот такое поэтическое мышление Шолохова. Он своеобразно «материализует» чувства героев. Проходя через горнило словесного оформления, это поэтическое мышление автора романа воплощалось в стиле, в неповторимой речевой окраске всего произведения. Тембр, речевую окраску голоса, интонации, укоренившиеся крестьянские жесты каждого героя, полные природной естественности, мы слышали на каждой странице прочитанного текста. Но первые же кадры ломают мое, читательское, представление о героях великого романа. Урсуляк подчиняет их всех своей задаче, которую зрителю уловить не возможно.

Известно, чем талантливее писатель, чем глубже он проникает в жизнь, тем естественнее, независимо от воли художника будет вести себя герой. Писатель как бы подчиняется своим героям, которые приобретают определенную самостоятельность в своем жизненном поведении. Вспомните признание А.С.Пушкина, когда он работал над романом «Евгений Онегин»: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна. Она -замуж вышла. Это я никак от нее не ожидал».
Урсуляк «лепит» героев киноленты по своим лекалам, подчиняя их своим сомнительным целям и задачам, некстати «осовременивая» их характеры, речь, поступки. Перед нами не трагические герои «Тихого Дона», а шалопаи из бесконечных современных сериалов.

Со мною часто общаются старшеклассники, которым я иногда кое-чем помогаю. Я их просил посмотреть фильм, надеясь, что, по обыкновению, хорошая экранизация побуждает многих взяться за чтение произведения. Лучше бы этого не просил: «Какой отстой,- говорят мои подопечные. - И это Шолохов?»
«Нет, - говорю я им,- это не Шолохов. Это Урсуляк».

Сегодня сам я стану перечитывать роман. Чтобы очиститься от того, что я увидел. И далее, чтобы быть чистым, смотреть сериал не буду.

Михаил Мороз, педагог.

Опубликовано eho в Ср, 2015-12-09 15:58
  • Блог пользователя eho
  • Добавить комментарий
  • Навигация
  •  
    По теме
    Роман Старовойт назвал возмутительной ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе - Курская правда В район выехали следователи, которые должны разобраться в произошедшем. Фото: Телеграм-канал Романа Старовойта Роман Старовойт прокомментировал ситуацию с убийством собаки в Золотухинском районе.
    Курская правда
    Туберкулезу – нет! - ЮЗГУ В Юго-Западном государственном университете состоялась встреча студентов с врачом-эпидемиологом Марией Мосиной.
    ЮЗГУ