Президент России Владимир Путин подписал закон о противодействии хищению средств с банковских карт. Он вступает в силу 26 сентября 2018 г. Однако мошенники уже начали использовать новую схему для снятия денег доверчивых граждан.
В соответствии с новым законом банки могут остановить операции по счету, если заподозрят, что те осуществляются без согласия владельца. Например, перевод денег с карты. В этом случае банковскую карту блокируют на срок до двух рабочих дней, а клиент получает запрос о подтверждении транзакции. На него можно ответить смс-кой или по электронной почте. За это время банк должен связаться с держателем карты и узнать детали перевода.
Если человек подтверждает, что операция совершается с его ведома, то банк разрешит перевод и сразу же разблокирует карту. Если же выйти на связь с держателем карты не получается, а он сам не объявился, через два дня карту все равно разблокируют и разрешат перевод.
Сейчас Банк России разрабатывает перечень признаков подозрительных операций.
Закон еще не вступил в силу, но некоторые люди уже получили письма или смс с таким содержанием: «В рамках закона от 27.06.2018 № 167-ФЗ ваша карта заблокирована, подтвердите последнюю операцию по е-mail или по телефону».
Такие сообщения рассылают не банки, а мошенники. Человек, обнаружив такое сообщение, волнуется и начинает звонить по указанному в СМС или письме номеру. Ему отвечает якобы сотрудник службы безопасности банка, и рассказывает, что с его карты пытались перевести крупную сумму, но банк вовремя принял меры, и теперь, чтобы перевод прошел, владелец карты должен свое решение подтвердить или опровергнуть. Попутно «сотрудник банка» уточняет фамилию и инициалы клиента, номер карты, просит назвать ПИН-код или CVV-код и сообщить пароль, который только что пришел на телефон в СМС-сообщении, утверждая, что эти данные нужны успешной разблокировки карты. Как только мошенник получает заветный пароль, все деньги со счета излишне доверчивого клиента списываются.
Управляющий отделением Курск ГУ Банка России по ЦФО Евгений Овсянников предупреждает:
- Смс-сообщение с незнакомого адреса или телефонного номера должно вас насторожить. Получив сообщение о блокировке карты, не спешите. Позвоните в свой банк по тому телефону, который значится на оборотной стороне карты или в договоре с банком. Настоящие банковские сотрудники никогда, ни при каких условиях не станут спрашивать ПИН-код или код CVV».